В ожидании ребёнкаКалендарь беременностиПапамЖенское здоровьеДетский гороскопВыбор имениФорум  






Регистрация Забыли пароль?
Сейчас на сайте:
178 гостей

Развитие речи у дошкольников

Развитие речи у дошкольников

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.

Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками), редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем  редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая  задачу, развитие речи у дошкольников, рассмотрим,  какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1.         Односложная речь, которая состоит  только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

2.         Скудость  речи. Маленький словарный запас.

3.         Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.

4.         Небогатая диалоговая речь: неумение  доступно и грамотно  задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

5.         Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный  рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

6.         Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7.         Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

8.         Нехорошая  дикция.

А как развивать речь дошкольников?

Ставя проблему, плохое развитие речи у дошкольников большинство родителей  возлагают надежды в ее разрешение на детсад. Считают, что плановые занятия придут на помощь малышу в столь нелегком труде. Достаточно часто эти надежды не оправдываются: во многих детсадах развитию речи не уделяется нужное  внимание. Но если вам посчастливилось с садиком, и речи на уроках отведено достаточно времени, все же необходимо проследить: нормально ли у ребенка развивается словарный запас, дикция, умение применять интонацию, развернутые ответы, включающие  доказательства,  строить диалог. Если же нет – доведется подумать, как сделать разнообразной развитие речи у дошкольников.

Давайте рассмотрим,  какими упражнениями можем заниматься мы сами. Для этого нужно владеть информацией об этапах развития речи дошкольника. Именно поэтому игры-упражнения мы сопроводили детальным комментарием.

Нормальное развитие речи у дошкольников происходит с помощью комплекса упражнений:

Упражнение для развития речи дошкольников:  "Разговор по картинке"

Данное  упражнение для развития речи дошкольников подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего  упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззл или любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства "нудного урока". Ваша задача заключается увлечь ребенка простой игрой "вопрос-ответ". Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем?  и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы ("А ты  думаешь ?", "А тебе  встречалось такое…") либо предположения ("А вот если …", "Может здесь хотели сказать...", "А ты как бы  поступил…"). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

Упражнение для развития речи дошкольников:  "Маленький - большой "

Выполняя это упражнение с ребенком старше двух лет до пяти, используйте любимую книжку с картинками, а лучше его игрушки. Рассмотрите  с малышом иллюстрации, и  попросите назвать, что он увидел. К примеру:

- Посмотри, а кто это на картинке?

- Кошка и котята.

- А какая кошка?

- Большая.

- Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.

- А как ты думаешь котята когда вырастут тоже будут большие?

И так далее.

В  наши дни есть в продаже специальные книжки и игры, которые направлены на развитие данной стороны речи. В них собранны задания и тексты, которые научат ребенка найти близкие слова по смыслу,  запомнить значения слов.

Чтение потешек и пение колыбельных.

Начиная с момента рождения, читайте крохе потешки, сказки, пойте колыбельные песни каждый день. Весьма  полезно читать перед сном. Читая, проследите, чтобы произношение было ясным и четким, эмоционально правильно окрашенным.

Потешки и колыбельные обогащают словарный запас детей за счет, содержания сведений об окружающим мире и  предметах, они учат детей создавать однокоренные слова (к примеру, "котенька", "котя", "коток"), а благодаря позитивной эмоциональной окраске освоение более успешно.

Упражнение для развития речи дошкольников:  Журналист.

Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять  интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и  развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалоговую речь малыша.

Упражнение для развития речи дошкольников:  Загадка.

Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание  загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные  загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.

Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)

Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о  настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать   фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение,  радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте  ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить.

К примеру, что означает "бить баклуши", "задать головомойку","повесить нос". Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.

Скороговорки и поговорки.

Произносить  скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если  дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые  выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а  иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при  помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому  употребляйте добрые и старые  скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

По материалам /
На главную Эту статью смотрели 10240 раз В раздел

После этой статьи обычно читают
0
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Комментариев нет.

Сообщения на форуме на эту тему

Нет обсуждаемых тем.
Статьи на эту тему
  • Развитие ребенка в ДОУ

  • Развитие ребенка в ДОУ происходит по нескольким направлениям: лингвистическое, физкультурно-озд...
  • Адаптация ребенка в ДОУ

  • Собираясь в детский сад, каждая мама мечтает о том, что ребенок, помахав ручкой, весело пошаг...
  • Компенсация за садик

  • Компенсация за садик может быть получена одним из родителей или законным представителем, которы...
  • Методика Монтессори

  • Уже больше века существует методика Монтессори. Как и любые другие системы и методики, Монтессо...
  • Логопедический садик

  • В случае, если речь ребенка нуждается в продолжительной коррекции, моет помочь логопедический с...
  • Выпускной в садике

  • Как же организовать выпускной в садике и выбрать интересный сценарий для его проведения, чтобы ...
  • Электронная очередь в садик

  • В наши дни, благодаря образованию системы электронная очередь в садик прием в детские дошкольны...
  • Частый детский садик

  • Сегодня частный детский садик по праву составляет достойную конкуренцию государственному детско...
  • Дефектолог в детском саду

  • Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. ...
  • Логопед в детском саду

  • Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к логопеду в возрасте 2-х лет...

Нам интересно

Хотите ли Вы знать пол ребенка или лучше сюрприз?