В ожидании ребёнкаКалендарь беременностиПапамЖенское здоровьеДетский гороскопВыбор имениФорум  






Регистрация Забыли пароль?
Сейчас на сайте:
29 гостей

Логопедические упражнения

Логопедические упражнения

Хорошая, четкая речь – важное условие для всестороннего развития ребенка. Чем правильнее и богаче его речь, тем проще ему высказать свои мысли, тем больше у него возможностей в познании окружающего мира. Нужно чтобы речь окружающих ребенка людей была образцовой для него, так как речь формирует и общение с взрослыми. Нарушение речи, так или иначе, способно отразиться на поведении и деятельности ребенка. Плохо говорящие дети, осознавая свои недостатки, становятся замкнутыми, нерешительными. Огромную важность имеет четкое произношение звуков, потому что устная речь формирует письмо ребенка. Логопедические упражнения важны для устранения недостатков артикуляции на ранних этапах.

Артикуляционная гимнастика

Взрослые хорошо произносят любые звуки как изолированные, так и в речевом процессе, благодаря развитой подвижности артикуляционного аппарата. У ребенка сила и точность этих движений развивается постепенно, во время речевой деятельности.

Логопедическое обследование часто находит нарушения в строении артикуляционного аппарата и устраняет их с помощью специальных методик артикуляционной гимнастики, позволяя развить, укрепить и усовершенствовать подвижность органов речи. Основная задача артикуляционной гимнастики – выработать правильное движение и определенное положение органов артикуляции, которые нужны для произношения звуков, простых и сложных.

Обычно логопедические упражнения назначаются для тех движений, которые требуются для постановки конкретного звука или которые вовсе нарушены.

Виды артикуляционных упражнений

Логопедические упражнения включают в себя гимнастику для тренировки переключаемости и подвижности артикуляционных органов, отработку положения языка, губ, необходимые для правильного произношения звуков или конкретного звука определенной группы. Логопедические упражнения должны иметь конкретную цель, то есть, значение имеет не их количество, а правильный выбор комплекса занятий, которые помогут целенаправленно устранить проблему. Что именно нарушено у ребенка, должен определить воспитатель.

Подбирая артикуляционные упражнения, нужно учитывать те положения и движения речевого аппарата, которые участвуют в образовании звуков. Вся система артикуляционной гимнастики делится на два типа упражнений: статический и динамический. Все они имеют образные названия. Например, статические упражнения: «Чашечка», «Лопаточка», «Птенчики», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка». Все они состоят в том, чтобы удержать артикуляционную позу в течение 6-15 секунд. К динамическим упражнениям относятся: «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Маятник», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Змейка», «Катушка». Такие артикуляционные упражнения требуют, чтобы ребенок ритмично повторил артикуляционные движения 6-7 раз, для улучшения координации и переключаемости речевого аппарата.

Приведем примеры таких упражнений: «Чашечка» - учит удерживать язык у верхних зубов в форме чашки;  «Иголочка» - открыв рот, выдвинуть вперед узкий и напряженный язык; «Маятник» - нужно двигать кончик языка то в левый, то в правый угол рта.

Язык является самым подвижным органом. Наибольшей подвижностью обладают кончик языка и его передняя часть, также боковые стороны средней и передней частей. Именно от них и зависит качество звука. Из-за этого артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения, где вырабатываются конкретные положения языка. После отработки каждого положения выполняется упражнение, где нужно переключиться из одного положения в другое, например, «качели» - попеременное движение языка от подбородка к носу. Наименее подвижная часть языка – средняя.

Для отработки подъема средней части используют упражнение «киска сердится». Боковые части языка могут препятствовать прохождению входящей струи воздуха, за счет прижима к внутренней стороне коренных зубов, что позволяет произносить звуки (с, и, э, з, ж, щ, ч), или могут, опустившись, пропускать воздух вбок для произношения звука (л); язык учится сужаться (о, у). Для образования звуков немалую роль играет подвижность губ. Округленные, вытянутые в трубочку или немного выдвинутые вперед губы позволяют произносить звуки (у, о, и, с, з, ц). Нижняя челюсть, опускаясь и поднимаясь, образует носовые и ротовые звуки.

                            Логопедические упражнения: методика

Целенаправленность занятий поможет подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков. Они подбираются, основываясь на правильной артикуляции звуков. Потому правильнее объединять их в комплексы. Каждый из комплексов готовит конкретный вид движения языка, положение губ, тренирует формирование воздушной струи, то есть все нужные элементы для образования правильного звука.

Артикуляционная гимнастика начинается с тренировки основных движений и положения губ, а затем переходить к отработке особенных упражнений. Проводить ее нужно ежедневно, чтобы приобретенные навыки быстрее закреплялись. Игры для развития речи хорошо подойдут для тренировки артикулярного аппарата. Ведь с их помощью ребенка проще заинтересовать.  Их основа, независимо от названия, заключается в том, что по просьбе воспитателя в игровой форме дети произносят звуки или выполняют артикуляционные упражнения. Скороговорки для развития речи и стихотворения как разновидность игровой артикуляционной гимнастики также будут уместны. Например:

С лодки – на мостик,

С мосточка – к леску

Шустрая такса таскала треску!..

 

Турист оставил термос дома.

Тоска без термоса в лесу!

Туриста догоню я, Тома!

Ему я термос отнесу!

По материалам best-mother.ru
На главную Эту статью смотрели 15709 раз В раздел

После этой статьи обычно читают
0
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Комментариев нет.
Статьи на эту тему
  • Развитие ребенка в ДОУ

  • Развитие ребенка в ДОУ происходит по нескольким направлениям: лингвистическое, физкультурно-озд...
  • Адаптация ребенка в ДОУ

  • Собираясь в детский сад, каждая мама мечтает о том, что ребенок, помахав ручкой, весело пошаг...
  • Компенсация за садик

  • Компенсация за садик может быть получена одним из родителей или законным представителем, которы...
  • Методика Монтессори

  • Уже больше века существует методика Монтессори. Как и любые другие системы и методики, Монтессо...
  • Логопедический садик

  • В случае, если речь ребенка нуждается в продолжительной коррекции, моет помочь логопедический с...
  • Выпускной в садике

  • Как же организовать выпускной в садике и выбрать интересный сценарий для его проведения, чтобы ...
  • Электронная очередь в садик

  • В наши дни, благодаря образованию системы электронная очередь в садик прием в детские дошкольны...
  • Частый детский садик

  • Сегодня частный детский садик по праву составляет достойную конкуренцию государственному детско...
  • Дефектолог в детском саду

  • Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. ...
  • Развитие речи у дошкольников

  • Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 ле...

Нам интересно

Хотите ли Вы знать пол ребенка или лучше сюрприз?