Основные показатели психического развития ребенка
Новорожденный малыш – удивительное существо. Хоть он и кажется маленьким, хрупким и беззащитным, младенец в состоянии перенести сильные стрессы. Испытанием является даже его появление на свет, резкая смена обстановки, когда легким нужно делать первые вдохи и работать бесконечно, да и кровеносной системе тоже придется функционировать по-новому. Для крохи все ново, незнакомо, но его психика вполне приспособлена к подобным изменениям, готова развиваться и расти в процессе взросления ребенка.
Можно выделить следующие основные показатели психического развития ребенка:
- Развитие познавательной сферы. Сюда относят воображение, память, восприятие, мышление.
- Владение системой навыков (умственных, физических, практических) для обеспечения продуктивной, творческой деятельности.
- Становление системы личностных отношений (ценности, эмоции, мотивы, потребности).
Психологический факт – это совокупность знаний, относящихся к уникальной, конкретной жизни личности. Все события, которые происходят в жизни человека, являются психологическими фактами, которые принадлежат конкретно одному человеку и являются его собственностью.
Чтобы лучше понять, что такое психологические факты, нужно учитывать умственное и физическое состояние ребенка.
Педагоги-психологи Русина Н. А., Урываев В. А. отмечают, что для того, чтобы оценить общий уровень психического развития малыша, нужно выявить и учитывать ряд показателей.
Соматотип человека
Учитывается телосложение ребенка и потенциал его физического развития. Выделяют следующие соматотипы:
- Астенический. Набирает мало в весе, медленно вытягивается в росте, отличается плохим аппетитом. По телосложению эти дети длинные, худые.
- Пикнический. Плотный с массивной грудной клеткой, которая может в будущем перетечь в массивный живот. Конечности и плечевой сустав у людей пикнического телосложения развиты плохо. Часто люди с таким типом страдают ожирением.
- Атлетический. Обладает крепким телосложением с развитой мускулатурой. Лицо, как правило, имеет грубые черты, крупный нос и подбородок.
Уровень половой зрелости
Различают:
- Маскулинность – сильные черты, характеризующие сильный пол.
- Феминность – мягкие черты, характерные для слабого пола.
Тип лица
Лицо может быть:
- узким или широким;
- худое или толстое;
- с мягкими или жесткими, грубыми чертами;
- с правильным расположением глаз, носа, рта, или с неправильными чертами.
Позы частей тела
Существуют:
- Сцепленная поза – пальцы рук соединены между собой.
- Расслабленная поза – человек открыт, часто запрокидывает руки за голову, открываясь тем самым еще больше.
- Напряженная поза – характеризуется скрещиванием рук и ног.
- Подавленная поза – характеризуется закрытостью, подавленным состоянием: ребенок сидит, обняв колени руками, часто наклонив голову, сложив ее на руки.
Мимика
Различают следующие мимики у ребенка:
- Живая – характеризуется улыбкой, человек смотрит прямо в лицо, не отводя глаз.
- Подвижная – малыши с такой мимикой излишне болтливы, движения их резкие, размашистые, часто пребывают в “своем мире”.
- Скупая – людей этого типа характеризуют тихий голос, монотонная речь, сдержанная жестикуляция.
- Развитая – люди с таким типом мимики все свои впечатления и ощущения передают через мышцы лица, будь то съеденный лимон или запах цветка.
Речь ребенка
Через разговор ребенок дает понять, что ему хочется, а чего нет, к чему он стремится, чего хочет добиться тем или иным поведением. Через речь раскрываются мотивы, цели поведения. Характеризуется она следующими параметрами:
Голос:
- монотонный, однообразный голос говорит о нерешительности в своих действиях;
- красочный, четкий, громкий и уверенный голос характеризует говорящего как яркую, уверенную в себе личность.
Темп:
- быстрый – характеризует говорящего как человека, очень увлеченного темой беседы;
- медленный – как правило, собеседники с таким темпом речи могут менять его на быстрый в нужных местах и легко доносят до окружающих свою мысль.
Разговорчивость:
- разговорчивый;
- малоразговорчивый;
- замкнутый;
- неразговорчивый.
Лексикон:
- богатый – красноречивая речь, свойственная начитанному человеку, который может выражаться при помощи множества словоформ;
- бедный – малый словарный запас, неумение использовать синонимы, омонимы, антонимы.
Воспроизведение мысли:
- легко, связно – характеризует малыша, который может быстро донести мысль до окружающих, быстро подбирает слова;
- медленно, трудно – дети с таким типом воспроизведения, как правило, медленно и долго говорят предложения, думая в процессе, что же им еще нужно сказать.
Социальное поведение
Адаптация:
- быстрая адаптация к новым условиям или людям;
- медленная адаптация к новым условиям, коллективу.
Установление контакта с окружающими детьми, взрослыми:
- быстро, вежливо;
- быстро, фамильярно;
- медленно, сдержанно;
- смело, вежливо;
- осторожно.
Проявление качеств социального поведения:
- решительность, обращает внимание на себя, показывает свое превосходство;
- застенчивый, неуверенный, нерешительный;
- осторожный, скрытный;
- высокомерный, насмешливый, не подчиняющийся;
- шутливый, ласковый, веселый;
- настойчивый, назойливый.
Это основные показатели психического развития малыша. Не старайтесь сделать если вашего крохи человека, которого бы хотелось видеть вам, дайте ребенку быть индивидуальностью. Не ругайтесь и не злитесь, если малыш не может в полной мере постоять за себя, не сравнивайте его с окружающими. Чтобы исправить ситуацию, поговорите, объясните, пользу и важность владения теми или иными качествами.
Читайте также: Развитие ребенка
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.