Адаптация ребенка в детском саду
Родители задаются вопросами, в каком возрасте лучше отдать малыша в детский сад, чтобы период привыкания прошел как можно безболезненно для ребенка и для мамы? Как ускорить процесс адаптации, если не все пошло гладко? Это важные вопросы, ведь детский сад, а дальше и школа, будут вторым домом для вашей крохи. Именно в этих учреждениях из маленького малыша ваш сын или дочь вырастают во взрослого, самостоятельного человека со своими желаниями, способностями и взглядами на жизнь. Заложить эти взгляды поможет устойчивая психика, умственное развитие и хорошее физическое здоровье. Все эти факторы складываются, в том числе, из правильной адаптации.
По каким причинам родители отдают ребенка в детский сад:
- маме нужно выходить на работу;
- родители хотят, чтобы дочь или сын социально развивались и общались со сверстниками;
- родители устали от неугомонного малыша;
- сад способствует формированию правильного режима дня и готовит к школе;
- ребенку скучно дома.
Это основные причины, почему родители отдают ребенка в детский сад. Если мама планирует выйти на работу как можно раньше, то отдать в сад свое чадо нужно еще раньше, чтобы период адаптации и привыкания к новой жизни у малыша прошел рядом с мамой. Когда маленький человечек освоится, в сад могут водить и другие родственники. Но эти случаи индивидуальны. Некоторые дети, напротив, легче и проще идут в группу, если их привел папа. С папой расставаться не так грустно, как с мамой.
Как поступать в той или иной ситуации, чтобы адаптация была гладкой и менее травматичной, родители должны поинтересоваться заранее. Следует изучить основные проблемы, с которыми сталкиваются маленькие дети, переступив порог детского сада. А также пути решения, казалось бы, безысходных проблем.
Что такое адаптация
Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Иными словами, способность чего-либо живого приспосабливаться к новой среде.
Адаптация к детскому саду, забирает много сил и энергии малыша. Также резко меняются привычные ситуации, с которыми ребенок знаком с рождения:
- любимой мамы нет рядом, некому пожаловаться, от этого становится еще обиднее;
- появился непонятный распорядок дня, нужно сидеть и есть, когда этого совсем не хочется, или нужно лежать и спать, когда хочется играться;
- много детей, с которыми нужно взаимодействовать, дружить, а иногда отстаивать свои права;
- слишком много народа и шума;
- общие игрушки.
Из-за психологической травмы и стресса поведение ребенка может измениться до неузнаваемости и привести к:
- плохому сну;
- плохому аппетиту;
- потере навыков, которые раньше давались легко (самостоятельное одевание, самостоятельный прием пищи);
- отсутствию интереса к новому (игрушкам, играм, книгам);
- чрезмерной агрессивности или апатии;
- ухудшению иммунитета.
Со временем, когда происходит знакомство с садом и привыкание, проблемы исчерпывают себя, все приходит в норму.
Степени адаптации
Детские психологи выделяют 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая адаптация
Время, за которое ребенок привыкает и вливается в новый коллектив, занимает от 2 до 4 недель. Легкая адаптация характеризуется следующим поведением:
- заходит в группу бодро, без слез, с легкостью прощается с родителями;
- идет первым на контакт с ровесниками или быстро подключается к игре;
- может обратиться к воспитателю с просьбой;
- признает критику и похвалу со стороны воспитателя;
- легко привыкает к новому распорядку (еда, сон, прогулка по расписанию);
- рассказывает родителям как прошел день.
Средняя степень адаптации
Если адаптация протекает средне, то период привыкания занимает, как правило, 6-8 недель. Средняя степень адаптации характеризуется:
- трудным расставанием с мамой, при входе в садик плачет;
- быстро отвлекается на игру и успокаивается;
- с настороженностью относится к воспитателю и сверстникам, но на контакт идет;
- рассказывает как прошел день, но проявляет желание не ходить больше в сад.
Тяжелая степень адаптации
Эта степень проявляется крайне редко, но все же имеет место быть, она может занимать от 2 месяцев до нескольких лет. Дети проявляют чрезмерную агрессию или же замыкаются в себе. Бывают случаи, что ребенок совершенно не может приспособится к коллективу и новой обстановке, тогда для его психики лучше не посещать это учреждение. А родителям стоит сделать все возможное для исправления ситуации. Для таких детей характерно следующее поведение:
- слезы и истерики при подходе к детскому саду;
- малыш не может успокоиться долгое время, родителям приходится его забирать;
- нежелание принимать пищу, спать или играть;
- неадекватное поведение на просьбы воспитателя и сверстников;
- реакция на замечания воспитателя – слезы или испуг;
- агрессия или замкнутость.
При тяжелой степени адаптации поможет детский психолог, невролог, разговоры с ребенком и постепенное приучение его к коллективу. Детский мини-сад, где ребенок остается всего на пару часов или развивающие кружки, где находиться можно даже с мамой, отлично ему в этом помогут.
Что влияет на степень адаптации малыша
На степень адаптации ребенка влияет:
- возраст ребенка;
- здоровье ребенка;
- социализация или общительность;
- речевые навыки;
- умственное (психологическое) развитие (воображение, интеллект, память).
Возраст
Детские психологи и воспитатели считают что наиболее оптимальный возраст для похода в детский сад – это 3 года. Ребенок становится более самостоятельным, довольно хорошо разговаривает, умеет налаживать отношения с ровесниками, не зависит от мамы. Бывает такое, что в этом возрасте дети сами просятся в сад. Им так хочется быть похожими на папу, который уходит рано на работу, у которого есть свои обязанности.
Как правило, в 3 года ребенок умеет одеваться сам, хорошо пользуется приборами, нет проблем с туалетом, умеет самостоятельно засыпать. Это также влияет на комфортное пребывание в детском саду.
Здоровье
Детки, страдающие серьезными заболеваниями, такими как астма, диабет, испытывают более сильную потребность в родителях и нежелание идти в сад. Малышам с плохим иммунитетом, которые часто болеют, требуются меньшие физические нагрузки. В саду они заражаются различными инфекционными заболеваниями, чаще появляется простуда и без того низкий иммунитет страдает еще больше.
Социализация
В детском учреждении нужно уметь находить общий язык со взрослыми (воспитателями) и с другими детьми. Ребята, у которых круг общения складывается не только из родственников, быстрее привыкнут к новому обществу. У них не возникает проблем в поддержании диалога, они более открыты и общительны.
Детки, меньше контактирующие с незнакомыми людьми, будут испытывать неудобства при общении с преподавателями и другими малышами. Это может послужить нежеланию идти в сад.
Большую роль играют воспитатели. Грамотный специалист разговорит и расшевелит, любого малыша, главное – найти нужные пути подхода к замкнутой крохе.
Речевые навыки
Если вы считаете, что ваш ребенок говорит намного хуже ровесников, обязательно проконсультируйтесь с воспитателем, психологом и логопедом. Если большинство детей в группе имеют хорошую речь, вашей “белой вороне” будет тяжело влиться в коллектив. Его не будут понимать, возможно, даже будут насмешки. В таком случае следует ходить в логопедическую группу или специальный детский сад.
Психологическое развитие
Отклонение от средних норм умственного развития может негативно сказываться на адаптации малыша в саду. Например: “Все дети могут собрать пирамидку, а я нет”, может стать одной из причин нежелания ходить в сад.
Для этого, перед поступлением в ДОУ, малыш проходит медицинскую комиссию, чтобы проверить не только физическое здоровье, но и психологическое развитие. Для детей с малым уровнем по этому критерию проводят комплекс коррекционных занятий.
Также не совсем хорошо, если ребенок слишком преуспевает в умственном развитии в свои годы. Это может повлиять на сложности в налаживании коммуникации с другими детьми.
Психологическая подготовка ребенка к саду
Можно придерживаться следующих моментов:
- Объясните ребенку, что детский сад – это дом, где детки играют и учатся. Тут весело и интересно. Воспитатели – это помощники и учителя для малышей, готовые всегда прийти на помощь. Сюда ходят много деток, которые станут настоящими друзьями. А иметь друзей очень здорово. Можно посмотреть мультики на тематику детского сада, дружбы.
- Приведите пример, что детский сад – это как настоящая работа. Папа ходит на работу, а ребенок – в детский сад. Папа вечером готовит одежду, которую оденет на работу, берет с собой перекус. Пусть малыш подражает папе.
- Рассказывайте, что в садике принято жить по распорядку дня: зарядка, завтрак, свободное время на игры и прочее. Расскажите, почему распорядок важен и нужен в жизни каждого человека.
- Объясните, что воспитателей мало, а детей много. И если малыш, что-то захочет, нужно будет терпеливо подождать или напомнить о своей просьбе чуть позже.
- Проходя мимо детского сада, беседуйте с малышом, рассказывайте, что он тоже скоро пойдет туда играть с детишками и обучаться.
- Покажите свои детские фотографии с утренников, праздников. Возможно, у вас остались стихи к новому году, которые вы рассказывали на ёлке.
- Старайтесь, чтобы ребенок больше общался с ровесниками и взрослыми людьми.
- Если есть сомнения в социализации малыша, запишитесь на развивающие занятия. Там, как правило, маленькие группы. Или узнайте в своем будущем саду о подготовительных группах. Ребенок привыкнет к дороге до детского сада, к зданию и помещениям.
Какие умения и навыки развить перед походом в детский сад
Если вы собираетесь отдавать малыша в детский сад, стоит начать готовиться заранее, чтобы ребенок пошел туда подготовленным и многие бытовые вопросы не вызывали проблем. Если даже отношения с этим учреждением не сложатся, полученные умения будут только на пользу:
- самостоятельно раздеваться и одеваться;
- самостоятельно ходить в туалет, отпрашиваться;
- пользоваться столовыми приборами, знать этикет;
- есть пищу, которую предложат;
- поддержать разговор с ровесниками, играть в сюжетно-ролевые игры;
- воспринимать и слушаться взрослого.
Чего нельзя делать и говорить ребенку про детский сад:
- нельзя пугать ребенка детским садом, воспитателем;
- нельзя убегать от ребенка, особенно если он плачет в детском саду;
- нельзя оставлять ребенка одного дома против его воли;
- нельзя манипулировать ребенком “если пойдешь в сад – куплю игрушку”.
Что нужно делать и говорить ребенку при прощании в детском саду:
- если малышу требуется больше времени на прощание с вами, приходите в сад раньше, чтобы не пришлось впопыхах убежать и бросить плачущего кроху;
- не скупитесь на объятия и поцелуи при расставании;
- придумайте какой-нибудь обряд прощания;
- берите в сад любимую игрушку малыша;
- спрашивайте как прошел день, чем занимались.
Желаем вам и вашему ребенку быстрой и легкой адаптации!
Читайте также: Логопедический детский сад
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.