Забыли пароль?

Сейчас на сайте:
Zaknoel и 192 гостя
Реклама на портале
© 2005 — 2016

Материалы и информация, представленная на сайте Best-Mother.ru в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом. Копирование материалов запрещено.

Форум Выбор имени Красота и здоровье Рецепты Подписаться Поиск

Как научить ребенка говорить?

Умение облачать свои чувства и размышления в слова – это один из базовых навыков человека, от которого зависит очень многое: умение сходиться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром, социализироваться и так далее. Многие родители хотят, чтобы их чадо заговорило как можно раньше, но не стоит мыслить общими критериями, ведь каждый ребенок – индивидуален, кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, но в ваших силах повлиять на этот процесс и помочь чаду сформировать правильную и богатую речь.

Три основных стадии развития речи

В возрасте 2-3 месяцев дети начинают издавать первые звукосочетания («гулить»), они уже умеют отличать голоса, но ваша речь на них действует скорее успокаивающе, чем осмысленно. В 5-7 месяцев звукосочетания становятся отчетливее и эмоциональнее – это вторая стадия развития речи. Третья стадия – это возраст 7-9 месяцев, когда малыш произносит первые короткие слова из повторяющихся слогов: «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и так далее. Правда, пока ребенок не может понять восторга и радости родителей, которые услышали первое слово, ведь с определенными объектами он звуки не соотносит. Проще говоря, ему пока не понятно, что именно женщина, которая его кормит, пеленает, поет колыбельные зовется «мама».

Осмысленно ребенок начинает произносить слова к году: в этот период словарный запас составляет 3-10 примитивных слов, но развитие идет куда более интенсивно. Иногда за день чадо может запомнить 5-10 слов, правда, в несколько упрощенном варианте. Если с ребенком занимаются, к 2 годам он усваивает многие нюансы: учится не просто называть слова, но и действия, описывающие характеристики, говорить о своих ощущениях.

Как научить ребенка говорить? Родительские хитрости

·        Многие родители считают, что ребенок до года еще ничего не понимает, поэтому разговаривать с ним осмысленными фразами не обязательно. Несмотря на то, что первые несколько месяцев чадо улавливает в основном интонации, а не смысл, пассивный словарный запас уже начинает формироваться. В более взрослом возрасте ребенку останется разве что «вспомнить» то, что ему говорили раньше. Эта методика близка к японской, где малыши начинают разговаривать раньше, чем устойчиво стоят на ногах;

·        Ученые доказали, что частое использование соски-пустышки негативно влияет на артикуляцию ребенка. Если карапуз постоянно сосет соску, он часто начинает говорить позже своих одногодок, да и прикус может сформироваться неправильный. Кстати, первое посещение логопеда тоже должно быть приурочено к 1 году. Несмотря на то, что пока оценить качество произношения специалист не сможет, он уже осмотрит ребенка и вовремя выявит отклонения в развитии или анатомические особенности (к примеру, короткую уздечку языка). Да и родителям будут не лишними советы по дальнейшему развитию чада;

·        Сюсюканье или нарочитое коверканье слов тоже может сослужить не лучшую службу. Педиатры говорят, что мамы, которые нарочно называют неправильную, упрощенную форму слова, потом переучивают своего ребенка говорить правильно! Развитию речи тот факт, что вы назовете поезд «ту-ту» или кошку «кисей» нисколько не помогает. Ребенка до определенного возраста же исправлять не следует, пусть называет машинку «ашиша» или пирог «пьек»: если вы будете постоянно одергивать чадо, оно вовсе может отказаться говорить. У ребенка достаточно времени научиться произносить названия правильно, а вы можете ему в этом помочь, подтверждая: «Да, это самолет», «Вот идет кошка» и так далее. Слыша от родителей правильное произношение, со временем карапуз тоже научится говорить, как надо;

·        Познавательные потребности ребенка нужно поощрять: недостаточно развить его артикуляцию и научить звукам, нужно, чтобы малыш знал, что этот квадратный предмет на ножках – это стол, а круглая штука, на которой так весело кататься – это мяч. Называйте различные предметы, рассказывайте ребенку об окружающей среде, комментируйте свои действия. То, что для вас давно привычно, для него еще ново: «Мама сейчас будет греть Сашеньке молоко. Мама наливает молоко в бутылочку, Саша сейчас будет его пить», причинно-следственные связи помогают формировать представление о мире;

·        Старайтесь почаще вовлекать ребенка в диалог, разговаривайте с ним так, чтобы он видел вашу мимику: маленькие дети – отличные подражатели, и вашу артикуляцию тоже скопируют безупречно. Произносите слова четко, правильно, тогда и ребенок не будет глотать слоги. Не заменяйте сложные формы слов простыми: конечно, мы не говорим о многосложных словах, но если в книге нарисован кальмар, его не нужно называть рыбой. Точно также как бейсболку или косынку нельзя назвать шапкой, ребенок должен знать, что это разные головные уборы;

·        Разучивая с чадом новые слова, не концентрируйтесь только на существительных. Ребенок должен знать, что солнышко сияет, греет, ласкает, бывает летним, ярким, теплым, желтым и так далее, собака кушает, спит, лежит, сидит, ластится, она большая, лохматая, теплая, злая, добрая и так далее. В возрасте 1,5-2 лет можно вводить противопоставления: птицы летают, а люди ходят, кошка большая, а мышка маленькая;

·        Развитию словарного запаса способствуют и стишки, потешки, скороговорки, сказки. Читая их вместе с ребенком, объясняйте ему значение новых слов, спрашивайте его мнение, проявляйте интерес к его вопросам. Не старайтесь пополнить словарный запас сразу многими словами: пусть чадо лучше выучит сегодня 3, но запомнит их, чем узнает 10, но завтра забудет. Играйте вместе с ребенком, описывайте игрушки: цвет, форму, размер, название. После года старайтесь отучать от электронных игрушек, поскольку они отвлекают внимание ребенка непосредственно от речи;

·        Комбинируйте методики: слуховой контакт, то есть повторение слов в предложении помогает малышам запомнить базовые фразы и находить знакомые сочетания. Визуализация предметов упростит занятия с самыми маленькими, которые еще не слишком хорошо представляют себе, что такое круглый или квадратный, горячий и холодный. Тренировка разговорной речи после 2-3 лет может проходить при помощи всевозможных плакатов, кубиков, картинок, игровая форма максимально эффективная и быстрая, поскольку для ребенка игра – это тоже способ познания. Старайтесь, чтобы чадо раньше начало общаться со сверстниками: нередко групповая «терапия»оказывается куда более эффективной.

Игры на развитие речи

1. Первая и самая простая игра – строить рожицы перед зеркалом, подключая речевой аппарат.

Язычок гулять собрался (открываем рот)

Вот умылся (провести языком по верхним зубам)

Причесался (высунуть и снова спрятать язык)

Оглянулся (облизните губы)

Повернулся (поочередно повернуть кончик языка к левой и правой части рта)

Вниз упал и вновь полез (опустить язычок вниз, а затем поднять вверх)

И снова в домике исчез (спрятать язык во рту).

Также полезно надувать мыльные пузыри, задувать свечи, стараться сложить язычок в «пирожок», прикладывать к небу и так далее.

2. Поем песенки. Знакомые песенки и стишки можно петь вместе: родители произносят слова, а ребенок изображает звуки. К примеру, если стишок про лошадку, можно изобразить фырканье и цоканье копыт, про машинку – изображать звук мотора, про коровку – мычать и так далее. Если вы читаете книжки про зверей, можно расспрашивать ребенка, как делает то или иное животное;

3. Займитесь кукольным театром. Рассказывайте сказки, играя интонациями и голосом. Если вы читаете стихи, делайте правильные ударения, четко произносите слова, можно поиграть голосом, моделируя его от баса до сопрано. Разучивайте с детками определенные слова и просите помочь вам в рассказе сказки. Чаще обсуждайте с чадом произошедшие события, отвечайте на вопросы;

4. С детьми постарше целесообразно разучивать скороговорки: чаще всего дети плохо выговаривают звуки ж, с, щ, л и р в твердых слогах. «Рычите», «квакайте», «мяукайте» перед зеркалом, дети любят подражать, тренируйте определенный звук, поскольку переучить чадо будет сложнее. Вот для примера пара скороговорок:

У ежа ежата, у ужа ужата;

В грозу от груза развалился кузов;

У осы не усы, не усища, а усики;

Шесть мышат в шалаше шуршат.

5. Делайте массаж ручек, самый простой – «Сорока-ворона» или «гуси-гуси», почаще давайте детям задания на развитие мелкой моторики. Уже давно доказано, что речь и мелкая моторика взаимосвязаны. Лепите из пластилина, играйте с крупами и водой, кубиками и пуговицами, сделайте развивающий коврик: его легко сшить своими руками, нашив на старое одеяло всевозможные пуговицы, старые «безобидные» брошки, игрушки, цветные лоскутки ткани и так далее.

Будьте терпеливы и у вас все получится! Удачи в этом нелегком, но увлекательном деле!

Если вам понравилась наша статья, расскажите о ней своим друзьям в соцсетях, нажав на одну из кнопок ниже. 

А также читайте:

ТОП-10 способов развлечь ребёнка.

Как занять ребёнка: ТОП-10 настольных игр для детей.

15
5831
По материалам best-mother.ru

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.