Детские капризы: как взаимодействовать с ребёнком
Общение с детьми радует, заряжает позитивом и вызывает умиление. Но поведение мальчишек и девчонок подчас вызывает у родителей и не самые приятные эмоции (раздражение, обиду и даже гнев). Особенно неприятны для старших бывают детские капризы.
Для начала стоит разобраться, что подразумевают родители, когда произносят: «Ох, опять капризничает!» Детские эмоции в принципе многогранны, неустойчивы и не всегда чётко определены. Из словаря Ушакова: «Каприз – внезапная прихоть, неожиданно появившееся немотивированное желание». То есть, что-то не совсем логичное и обоснованное. Попробуем понять, действительно ли дети начинают войну слезами и агрессивными проявлениями немотивированно, точнее, просто чтобы добиться своего?
Причины детских капризов
Предположим, ребёнок радовался посещению магазина, но вдруг резко заплакал и его никак не могли успокоить. На призывное рыдание не сбежались разве что представители администрации супермаркета, но ничего не помогало успокоить рёву. Папа грозно смотрел на сына и приговаривал: «Федя! Как стыдно! Больше не пойдём с тобой в магазин!» Мама пыталась отвлечь. Феде даже купили столь желанный ранее (уже 6 за последний год) мячик («потому что он – голубой!») Но малыш ревел ещё горше и после покупки.
Причины плача? Капризы ли это? Попытаемся понять, что же так расстроило Федю и что вообще может вызвать капризное поведение у детей.
Неудовлетворение физиологических потребностей
Казалось бы, что тут непонятного: ребёнок просто хочет спать, пить, есть, в туалет или ощущает усталость? Но когда он кричит, как сирена или брыкается на руках у мамы/на полу, обязательно найдутся мимо проходящие взрослые, которые наверняка покачают головами и укоризненно скажут: «Ай-ай!.. (Ну и далее упрёки в адрес ребёнка и может даже родителей, намёки на его плохое воспитание)». На самом деле одна из самых частых причин детских эмоциональных, плохо контролируемых выплесков – неудовлетворение базовых потребностей (во сне, пище, воде, отдыхе). Как решить эту проблему? Заранее продумывать, по возможности, во сколько и на какое время вы собираетесь с вашим чадом в магазин.
Если есть вариант оставить его дома, например, с бабушкой, может лучше так и сделать (если ожидается длительный шопинг)? Необходимо понять: не всегда малыш понимает, что хочет добиться и как это осуществить. Он может сам не до конца понимать причину своих истерик. Если такое произошло, в первую очередь стоит оценить физиологическое состояние ребёнка: как давно он ел, достаточным ли был последний приём пищи? Взяли ли вы с собой в поездку водичку, давали ли её малышу? Сколько часов он спал ночью или в обед, а может, сейчас как раз время «тихого часа»? Нужно не увещевать или раздражаться, а постараться как можно скорее удовлетворить основные естественные потребности малыша.
Плохое самочувствие или начало болезни
Опытные мамы по виду капризов часто могут понять, что ребёнок заболевает.
Осознанное привлечение к себе внимания взрослых
Это довольно частая причина вызывающего поведения детей. Прежде чем реагировать негативно и упрекать, стоит вспомнить, когда в последнее время вы уделяли внимание ребёнку. То, что вы вместе ужинаете или возвращаетесь из детского сада, не всегда идёт «в зачёт». Психологи предлагают родителям проводить с детьми хотя бы полчаса в день продуктивного времени. Это значит быть лично с ребёнком. При этом не поглядывая на экран телевизора или перечитывая сообщения в мобильном, как это часто бывает. Не бросая реплики из-за спины, когда вы моете посуду или стираете. А сесть, обнять, посмотреть друг другу в глаза, выслушать, рассказать и о своём дне или истории из жизни.
Пусть это будет чтение или партия в шахматы, а может и выполнение домашних дел, но именно вместе. То есть, не когда каждый делает уборку в своей комнате, а вместе приготовить пельмени. При такой деятельности можно приятно пообщаться и сделать нечто полезное для всей семьи. Если нет времени, усталость, то полчаса общения найти можно всегда или почти всегда. При этом отношения упрочатся, и ребёнок почувствует себя нужным. Тогда может и отпадёт желание вредничать, чтобы на него обратили внимание.
Копирование чужого поведения и привычек
Чтобы понять, почему ребёнок ведёт себя капризно, нужно проанализировать, не подражает ли он кому-либо из семьи или ближайшего окружения. Вполне возможно, малыш впитал такой образец поведения, как губка, не сейчас, но только теперь проявляет в своих поступках. Сюда же относится просмотр мультфильмов или кино, передач, компьютерные игры. Как ведут себя герои? Каким образом добиваются своих целей? Есть ли герои, которым стоит подражать, и понимает ли ребёнок, кто поступает «хорошо»? Эти вопросы стоит задать себе родителям. Ну и проблема решается постепенно: начать с себя, прививать желаемый способ общения личным примером, фильтровать мультфильмы и передачи для просмотра, обсуждать смысл сказок и историй с вашим ребёнком.
Причин возникновения капризов может быть много, но они, как правило, связаны с вышеперечисленными физиологическими и психологическими факторами.
Способы справиться с капризами у детей
Расскажем о конкретных приёмах решения проблем в воспитании.
Установление режима дня
Может показаться, что это не так уж важно. Но на самом деле педиатры советуют изначально придерживаться распорядка дня. Ребёнок должен просыпаться, делать водные процедуры, принимать пищу, заниматься и играть в какие-то определённые промежутки времени.
Например: Антоша, 4 года, болеет и не ходит в садик уже 3 дня. Мама разрешает ему подольше поспать с утра. Но тут мальчик почувствовал себя лучше, и родители готовы снова отправить его в детский сад. Вставать завтра придётся рано, спать нужно лечь до 10 вечера. В 8 у Антоши откуда-то берётся недюжинная сила и фантазия для сотворения всяких проказ. Уговоры и угрозы бесполезны. Даже в 10 мальчик то и дело убегает из кровати под разными предлогами: попить, на горшок, взять не слоника, а танк, съесть немного сыра и т. п. В итоге мама выходит из себя, сын – в слёзы. Оба засыпают довольно поздно и утром встают без настроения. День насмарку. История наверняка знакома всем родителям. Пример наглядно показывает, к чему приводит отсутствие режима дня.
Отвлечение
Способ и простой, и сложный, применимый к разным возрастам детей. Иногда дети начинают заводиться на пустом месте из-за, казалось бы, пустяковых причин. Вместо того, чтобы «замять» тему, родители пытаются обсудить поведение чада и разложить по полочкам его «нехорошие» поступки.
Пример снова связан с посещением магазина. Маша, 5 лет, с бабушкой пошли в магазин за продуктами. Накануне внучку порадовали покупкой детских штампиков и блокнота, но вдруг она увидела зверюшку, как в рекламе… бабушка спокойно объяснила, что каждый день не покупают игрушки и не тратятся на развлечения. На законный вопрос «Почему?» бабушка поясняет, что это дорого. Внучка обижается, надувает губы и ворчит всю дорогу. Бабушка в недоумении: что же делать, купить, раз ребёнку так необходим новый игрушечный питомец или же стоять на своём, ведь нельзя разрешать всё?
Реклама для того и существует, чтобы иногда приобретать то, что нам на самом деле не так уж и нужно. Может быть стоит объяснить это Маше, но если ситуация зашла в тупик и не поддаётся разумному анализу, лучше на время отвлечь. Иногда стоит поставить себя на место ребёнка и удивиться и обрадоваться чему-то простому: вон, синичка на ветку села, давно их здесь не было видно. Может, стоит дома привязать к нитке кусочек сала и вывесить за окно: пусть птички полакомятся зимой? Или рассказать историю из своего детства. Скорее всего, сработает.
Видео: Как справиться с неуправляемыми детьми
Предупреждение
Бывают случаи, когда ребёнок действительно активно манипулирует старшими. Или же он просто решил проявить характер и не слушать их. В этом случае не стоит сразу ставить ультиматум, отбирать игрушки, выключать телевизор, лучше сделать пару предупреждений.
У Кати, 6 лет, привычка не слышать родителей ни с первого, ни с пятого раза. Убрать игрушки – нет, этого она не воспринимает. Можно сколько угодно потянуть время, потом пора будет спать и мама сложит их на место сама. После предупреждений: если игрушки не будут убраны ко сну (отводится специальное время), мама убирает их сама на антресоль. Потому что ей не хочется спотыкаться о разбросанные детали конструктора или наступать на одежду для кукол. Катя не убирает – мама кладёт на антресоль и объясняет, что через неделю игрушки вернёт с условием, что дочь перестанет всё раскидывать. В данной ситуации должно быть выполнено условие: ребёнок должен видеть, что все старшие члены семьи перед сном также убирают вещи на свои места. Иначе нет смысла в приучении к порядку.
Предложение ребёнку альтернативы или компромисса
Согласитесь, никому не нравится слышать слово «нет»! Лучшим вариантом будет согласие, но при определённых условиях или позже, а также предложение альтернативы.
Вова, 4 года, собирается в сад и прямо перед выходом из дома набивает карманы игрушками и печеньем. В саду личные игрушки детей не приветствуют, поскольку они их теряют, кто-то может сломать, а мягкие не положено приносить по СанПину. Родитель, спешащий на работу, скорее всего, разрешит взять и будет нервничать. Другой вариант развития событий: мама или папа с раздражением выложит содержимое карманов детской куртки на пуфик в коридоре и со слезами поведёт ребёнка в сад без ничего. Альтернатива может быть следующая. Взрослый соглашается взять печенье, но половинку, и чтобы Вова съел его, пока родитель обувается или закрывает дверь. Игрушку можно взять одну и положить её возле садика в сумку мамы или папы. Зайцу или машинке так будет веселее: они посмотрят, где родитель работает, а потом расскажут Вове об этом дома. В общем, главная цель – сказать «да» в том варианте, чтобы довольны остались оба.
Разумеется, случаются ситуации, когда не помогает ни один способ, и конфликт неизбежен, но тогда главное – не относиться взрослым к детскому капризу как к трагедии и чему-то непреходящему. Нужно не сдаваться и в следующей ситуации пробовать другие возможности общения.
Профилактика капризов
Любую проблему легче предупредить, чем решить. В воспитании достойного человека не стоит забывать о профилактике конфликтов.
Система прав, разрешений, запретов и требований
Ребёнку с любым типом характера не должно быть ничего нельзя, равно как и всё дозволено. Дети прекрасно понимают грань, за которую им не следует переходить. Хорошо, когда присутствует небольшой перечень запретов и требований. Гармоничные, спокойные отношения могут сложиться между родителями и детьми только в том случае, если они чаще говорят друг другу «да», чем «нет». В большинстве случаев запрет нужно разъяснить так, чтобы ребёнок действительно понял. При этом, если требований соблюдения правил, установленных взрослыми, слишком много, он просто не будет их воспринимать всерьёз. Нужно какие-то рамки расширить, чтобы чаду не приходилось обманывать, агрессивно себя вести или игнорировать частые замечания родителей. Однако могут быть непреложные табу, связанные с безопасностью жизни и здоровья ребёнка и его окружения (пользование электрическими и газовыми приборами, открывание окон и т. п.).
Похвала и поощрения
Родители могут возразить: «Разве ребёнок не должен выполнять обязанности просто потому, что является членом семьи? Почему он не может сам захотеть сделать доброе дело?» Может, и будет. Но для этого нужен личный пример и благоприятная психологическая атмосфера. Взрослые сами любят, когда их хвалят за мелочи, бывает, не хочется выполнять повседневные обязанности. Да, впрочем, иногда родители сваливают их на дочерей и сыновей!
В общении с детьми не нужно стесняться говорить им «пожалуйста, сделай», «спасибо, ты мне очень помог», «извини меня». Эти слова не принизят взрослого в глазах ребёнка, а скорее вызовут доверие и чувство близости.
Детям необходима ежедневная похвала, а иногда и поощрение. Стоит помнить: хвалить нужно, по меньшей мере, в 3-4 раза чаще, чем ругать. Если хотите отчитывать и критиковать, сразу надо подумать, за что перед этим похвалить и поблагодарить. Не приходит ничего в голову? Скорее всего, нужно разбираться со своими эмоциями и нервами взрослому.
В итоге, с какими бы причинами капризного поведения детей взрослые не сталкивались, первое, что нужно сделать – это создать адекватную, гармоничную, уютную обстановку дома. Ребёнку нужно уделять время, внимание, разговаривать с ним, строить доверительные отношения. Казалось бы, всё так просто, но именно этого часто не хватает мальчишкам и девчонкам, а может быть, и нам, взрослым…
Читайте также: Как остановить агрессивное поведение у детей
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.