Консультация «Воспитание умственной активности детей средствами математики»

23.11.2015, 18:50

Умственное развитие ребенка – это сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладевание речью. Но основным его содержанием является развитие тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования при решении разнообразных задач.

Проблема воспитания умственной активности привлекает в настоящее время внимание исследователей. При проведении исследований выяснилось, что основа развития умственных способностей – овладение действиями замещения и наглядного моделирования. (Замещение – это использование при решении умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов). Первоначально замещение возникает в детской       игре, когда кубик начинает обозначать кусок мыла, а палочка – термометр. Позднее не только предметы начинают обозначать другие предметы, но и сам ребенок, беря на себя роль, обозначает тем самым другого человека – доктора, маму, продавца.

Игровое замещение ведет к использованию математических символов, а главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только обозначают предметы и явления, но и указывают на то, какие признаки этих предметов и явлений являются важными, существенными.

Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования ведет к появлению возможности употреблять их «в уме», представлять себе с их помощью то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.

Игры и упражнения должны быть направлены на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольникам необходимо предлагать усложняющую систему заданий на замещение и наглядное моделирование, включая их во все виды детской деятельности и во все виды занятий, предусмотренные «Программой воспитания и обучения в детском саду».

В качестве средства воспитания умственной активности так же используются дидактические игры с игрушками и предметами. Выбор этого вида игр не случаен. Особенностью дидактических игр является сочетание учебного элемента с занимательным, игровым. Играя, ребенок без большого напряжения выполняет ряд заданий, маленького ребенка легче заинтересовать умственной задачей, решение которой заключается в действиях с предметами, привлекательными по своему оформлению образности. Вызывая интерес к предмету, игрушке, мы побуждаем детей рассматривать, изучать стоящий перед ним предмет, учим ребенка анализировать, синтезировать, делать простейшие выводы.

Ребенок рассматривает игрушки не безразлично, а эмоционально, с большой радостью, удивлением. Советский психолог Н. Д. Левитов подчеркивает, что «многие предметы…, вызывающие удивление, оказывают глубокое впечатление на личность и стимулируют деятельность…»

Положительное эмоциональное состояние в игре повышает умственную активность детей, способствует активизации их восприятия, мышления, памяти, воображения.

Выбирая дидактические игры, стараемся учитывать, что для дошкольников доступна та форма организации усвоения, в которой главную роль выполняют игровые моменты и игровая мотивация.

Умственную активность мы рассматриваем как мыслительную способность, как качество ума. Можно выделить такие черты развитого ума, как активное отношение к окружающему миру явлений. Активность ума находит выражение в постоянном стремлении к расширению знаний и творческому применению их в теоретических и практических целях. С активностью умственной деятельности неразрывно связана наблюдательность, способность выделять наиболее существенные стороны и взаимосвязи.

К понятию «умственная активность» детей дошкольного возраста можно отнести следующее:

-         устойчивый интерес к умственной задаче и её решению;

-         умение самостоятельно решать умственные задачи, производя мыслительные операции;

-         умение мобилизовать свои знания и рационально использовать их при решении задач;

-         умение заметить ошибку, исправить её;

-         умение самостоятельно поставить и интересную и посильную умственную задачу в игре и решить её.

Уровень развития умственной активности детей можно разделить на основные критерии:

-         интерес к умственной задаче;

-         уровень развития мыслительных операций;

-         использование знаний в новых условиях.

Все эти показатели умственной активности детей в дидактической игре связаны между собой и взаимопроникают.

Перед воспитателем стоит задача: выявить различия умственной активности у каждого из детей посредством индивидуальной дидактической игры. С детьми была проведена дидактическая игра «Чудесный мешочек». В первую очередь дети заинтересовались тем, что же находится в мешочке. Интерес послужил толчком к решению умственной задачи. Игровые действия – найти в мешочке игрушку, не глядя назвать, что нашёл – интересны и занимательны для детей. Ожидание и неожиданность – эти два игровых момента также способствуют усилению умственной активности. Во вторую очередь, умственные действия – узнавание и называние предмета на ощупь. Дети поставлены в такие условия, которые требуют умственного напряжения, ибо предмет надо узнать на ощупь. Для решения этой умственной задачи дети должны произвести мыслительные операции (выделять характерные признаки предмета, сравнивать предметы, воображать). При выборе этой дидактической игры принималось во внимание то, что игровые действия – поиск и нахождение сопровождаются радостными восклицаниями, высказываниями. Такое эмоциональное восприятие предметов и игрушек благотворно влияют на умственную активность ребенка и позволяет правильно и точно устанавливать уровень умственной активности детей.

Решение умственной задачи требует от ребенка не только активного использования уже усвоенных знаний, но и воображения, творческой выдумки, самостоятельного поиска в решении задач.

Содержание основных показателей, на основе которых выделены 3 подгруппы, раскрыто в таблице.

Iподгруппа – дети с высоким уровнем развития умственной активности.

IIподгруппа – дети со средним уровнем развития умственной активности. Самая многочисленная группа (17 человек).

IIIподгруппа – дети с низким уровнем развития умственной активности.

Показатель

 умственной активности

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

1.     Интерес к умственной задаче.

Устойчивый интерес, направленный на познание предмета, стремление решать игровую задачу самостоятельно.

 

Интерес, направленный на узнавание и знакомство предметов.

Интерес к игровому материалу и занимательности.

2.     Уровень развития мыслительных операций.

Умение выделить существенные признаки предметов (цвет, величина, форма).

Умение сравнить и обобщить по этим признакам.

Умение выделить  1-2 признака предметов и сравнить по ним.

Умение подобрать предметы по указанному признаку (цвет, величина).

 

Умение выделить один существенный признак, сравнить по нему.

3.     Использование знаний в новых условиях.

Умение использовать свои знания самостоятельно.

Использует свои знания с помощью взрослого.

Нет умения применить свои знания, не смотря на помощь взрослого.

 

Такое условное разделение детей сделано с целью ведения дифференцированной работы с каждой подгруппой и тщательного учета по продвижению и развитию детей, рекомендаций по использованию дидактических игр, головоломок, занимательных игр, установление математических уголков в детском саду.

Нам, воспитателям, необходимо воспитывать у детей интерес к решению умственных задач, сформировать умение решать умственные задачи и способствовать формированию умения самостоятельно и рационально использовать знания при решении игровых задач.

 

Комментарии 2

23.11.2015, 18:54

Умственное развитие ребенка – это сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладевание речью. Но основным его содержанием является развитие тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования при решении разнообразных задач.

16.07.2016, 23:08

Есть подсказки как ухаживать за ребенком в календаре развития ребенка http://medbooking.com/info/baby/1years-3month Здесь физическое и психологическое развитие, уход за малышем и другие интересные факты

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.