Маркетинг инноваций
Начать следует с определения целей создания и реализации инноваций. В первую очередь, целью является конкурентное преимущество новых инновационных продуктов, потому что эти продуктовые инновации, как правило, на порядок дешевле при сохранении качества (или лучшего качества). Кроме того, компания может инвестировать деньги в прибыльные сферы предпринимательства и тем самым поднять свой имидж на рынке. Планирование инновационного процесса и анализ рынка является признаком инновационного проекта. Планирование, анализ и контроль необходимо проводить на всех фазах жизненного цикла проекта, даже если алгоритм работы над ним понятен.
Выбор способа планирования зависит от разных факторов:
- 1. Сложность проекта
- 2. Степень неопределенности работ
- 3. Требования к качеству выполнения работ
Планирование проходит в 3 этапа:
В маркетинге инноваций одну из важнейших ролей играет «матрица инноваций», помогающая определить степень новизны продукта, рассчитать шансы на успех при его реализации.
- Имитация – появление прототипа инноваций без нарушения интеллектуальной собственности (отраслевой стандарт)
- Модификация – внесение изменений для увеличения жизненного цикла продукта (виды газелей)
- Диффузия – наполовину радикальная инновация (создание макдоналдса, ашана и т.д.)
- Радикальная – создает новую отрасль (изобретение телефона)
При оценке перспективности инновационного продукта используют метрики инноваций, то есть систему показателей, описывающую любой инновационный процесс. К ним относятся
- · Количество потенциальных покупателей
- · Качества и характеристики продукта
- · Затрачиваемые усилия
- · Риски
- · Финансовые затраты
Каждая инновация изображается в виде s образной кривой, которая есть график соотношения между временем и эффективностью результата
Поскольку деятельность любой организации направлена на получение прибыли, в маркетинг компании, занимающейся инновационными проектами, как и любой другой компании, входит оценка денежного потока на протяжении времени, то есть чем больше произведенная ценность, тем эффективнее работа инновационной организации.
Чаще всего, степень риска и произведенная ценность прямо пропорциональны, то есть, чем сложнее и радикальнее инновация, тем выше риск, но как следствие, выше доходы организации.
При работе над планами можно избрать различные подходы. Для определения длительности разработки рекомендованы:
- Нормативный подход. Основой такого планирования является периодически обновляемая нормативно-справочная база. На ранних этапах жизненного цикла используются укрупненные нормативы, на стадии рабочего проекта технологической подготовки производства – дифференцированные нормативы. Примером объемных нормативов в частности выступают количество чертежей конструкторской документации.
- Вероятностный подход. Для координации всех стадий во времени строятся ленточные графики, то есть последовательность параллельных линий. При большом количестве изменений работа проекта усложняется. В результате требуется использование инструмента вероятностного метода планирования.
Одним из важнейших понятий в маркетинге инноваций является подрывная технология. Подрывная технология – это инновация, которая обеспечивает более низкое качество, но приносит совершенно новые предложения. Эти продукты обладают новыми свойствами и их ценят определенные группы потребителей. Например, телефон, пришедший на замену телеграфа.
Таким образом, стратегия компании по отношению к конкурентам должна быть «подрывной» (стратегия голубого океана, когда конкурентов еще нет, то есть совершенно инновационная), а не поддерживающей – тогда они будут уходить от схватки.
Первоначальная клиентская база должна состоять из недавних непритязательных «потребителей», которые будут удовлетворены даже самыми простыми продуктами.
Нужно стремиться в те звенья цепочки создания стоимости, куда в ближайшем будущем хлынет поток прибылей.
Самым важным моментом в маркетинге инноваций является оценка предполагаемых рисков. На графике ниже представлены три типа риска, появляющихся при создании и реализации инновационных проектов. Из графика видно, что во время разработки идеи, тестовых образцов никаких рисков не возникает, что естественно, потому что продукт не представлен потребителям. Технический риск появляется во время коммерциализации, то есть оценивается качество работы продукта и оценка его преимуществ перед аналогами (если такие имеются).
Риск рыночного признания заключается в том, что потенциальные потребители примут товар и станут его использовать, замещая существовавшие до реализации товары. Исполнительский риск присутствует и во время коммерциализации, и во время реализации инновационного продукта.
Выводы
Когда речь заходит о маркетинге инноваций, необходимо комплексно подойти к планированию и оценке, правильно выбрать стратегию развития организации, составить планы в соответствии с целью и задачами организации.
В маркетинге инноваций важно оценивать степень новизны выпускаемого на рынок продукта. Чем радикальнее инновация – тем меньше конкурентов у компании. Если инновация радикальная, она может стать началом нового сегмента рынка. Кроме того, важно оценивать рентабельность инновационного проекта и предполагаемое время, которое продукт будет активно занимать лидирующие места на рынке. То есть после выхода на рынок инновационного продукта, будут появляться аналоги с лучшими характеристиками или меньшей стоимостью, в таком случае необходимо тоже проводить какие-то изменения продукта. Анализом рынка и рекламой продукции занимаются специальные маркетинговые службы. Они проводят презентации, создают систему сервисного и гарантийного обслуживания. Без комплексного маркетингового анализа и правильно разработанного маркетингового плана существование компании невозможно.
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.