Инновации в дополнительном образовании - Educational technology
Educational technology — это учебная практика, которая упрощает обучение и повышает производительность путём создания технологических ресурсов, их использования и управления ими.
Объем мирового рынка образования — $4,5–5,0 трлн, и в ближайшие годы он обещает увеличиться до $6–7 трлн. Доля онлайна в нем — около 3%, или $165 млрд. Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 г. Цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по 5% в год. А по более оптимистичному прогнозу, достигнет величины $252 млрд уже к 2020 г. при среднегодовом приросте в 17%., США — наиболее крупный и зрелый рынок в EdTech, и темпы его прироста замедляются — приблизительно +4,0-4,4% ежегодно. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия, в первую очередь Китай и Индия, набирающий обороты значительно быстрее (+17%). В 2016 г. он обогнал Западную Европу: $11,7 млрд против $6,8 млрд. Пока по объему рынка Восточная Европа, с ее $1,2 млрд, отстает от Западной, зато набирает обороты заметно быстрее (+17%). Драйвер рынка Восточной Европы — Россия, со среднегодовым ростом, по разным оценкам, в 17–25%.
Рисунок 1 - Онлайн образование в России
Бум образовательных стартапов в мире начался примерно в 2012 году с привлечением первых серьезных венчурных инвестиций такими, как сейчас уже кажется, «столпами» Edutech, как Coursera, Udemy и Udacity. В 2015 году стало понятно, что на этом рынке можно неплохо заработать, когда LinkedIn купил Lynda (портал образовательных курсов) за $1,5 миллиарда, а капитализация Pluralsight (платформа для обучения профессиональным навыкам) достигла $1 миллиарда. Именно в этот период инвестиции в сектор достигли своего максимума — за 2015 было проинвестировано около 300 компаний на сумму более $2,2 миллиарда.
В разрезе типологии продуктов один из наиболее высоких показателей роста — у компаний, которые создают и продают обучающие решения, построенные на игровых механиках и симуляции реальных процессов: +22,4 и +17,0% в год вплоть до 2021 г. соответственно. Одна только ниша обучения языкам с помощью игр в 2016 г. измерялась $315,7 млн.
Разочарование настигло инвесторов в 2016 году, когда изначальные ожидания по темпам роста не оправдались, а та же Coursera в поисках стабильного заработка в очередной раз сменила бизнес-модель. Инвестиции резко сократились и вернулись на уровень 2013 года по количеству компаний (около 240) и на уровень 2014 года по объему финансирования (~$1,5 миллиардов).
Рассмотрим подробнее каждый из них.
В 2016 году, по данным портала Hackeducation, четыре самых «горячих» сектора (по числу проинвестированных компаний и суммарному объему инвестиций) были следующие. (см. рисунок 3)
Второй сегмент — онлайн- платформы и решения, обеспечивающие подготовку к стандартизированным экзаменам — является, очевидно, очень денежным рынком и вместе с тем относительно легко поддающимся «цифровизации» и алгоритмизации, они сейчас и являются наиболее привлекательные для инвесторов EdTech-стартапы в 2016 г. Пять крупнейших инвестиций в такие проекты суммарно превысили $175 млн. Соответственно, заход инвесторов в этот сектор также предсказуем.
Причем, если в США этот тренд наметился еще пару лет назад, то в этом году наиболее ярко проявили себя Китай и Индия. В этих странах сейчас происходит настоящий бум образовательных технологий — множество компаний в edtech привлекли десятки и сотни миллионов долларов за последние несколько лет (Byju's, iTutor Group, 17zuoye, Zuoyebang и другие).
Вопреки тезису «образование для всех и бесплатно» и несмотря на огромное количество контента в свободном доступе, платное и действительно высококачественное образование только дорожает. Причем даже изначально бесплатные инициативы типа edX и Coursera в условиях сжимающегося потока финансирования от венчурных фондов все больше фокусируются на заработке денег и прибыльных бизнес-моделях. Отсюда интерес к кредитованию обучения — в частности, выход в этот сегмент «почти единорога» Affirm (сервис моментального кредитования онлайн-покупок).
Наконец, онлайн-обучение — достаточно размытый сегмент — включает в себя обучение всему и вся. Несмотря на спорный коммерческий успех MOOC-платформ, инвесторы продолжают вкладывать в них значительные суммы, пытаясь найти новые и необычные решения. Ажиотаж вокруг массовых открытых онлайн-курсов улегся. MOOC доказали свою востребованность, но не доминируют в мировом масштабе. Инвесторы экспериментируют как с бизнес-моделями (от покупки курсов или набора курсов и специализаций до подписки на обучение), так и с контентом.
Одной из нестандартных находок является, например, проект MasterClass, который предоставляет возможность поучиться у звездных мастеров своего дела: актерскому мастерству — у Кевина Спейси, теннису — у Серены Уильямс и так далее.
Любопытно, что крупные инвестиционные раунды 2016 года зачастую происходили в других не отмеченных выше сегментах. Например, $150 миллионов было проинвестировано в Age of Learning (и их флагманский продукт ABCmouse — набор обучающих игр для детей двух−восьми лет), а еще $100 миллионов — в LMS-платформу HotChalk. Это говорит, во-первых, о разнообразии проектов в сфере edtech, а во-вторых, о продолжающемся поиске инвесторами своего «золотого Грааля».
Сжимается в денежном отношении направление self-paced learning, или асинхронного обучения, при котором учащийся сам, независимо от преподавателя, выбирает распорядок, график, интенсивность занятий. Его среднегодовой темп роста (CAGR) на пятилетнем интервале будет отрицательным (-6,4%), что на фоне подъема онлайн-образования в целом означает перетекание денег в другие направления EdTech.
Что касается трендов и перспективных направлений, которые пусть не так очевидно монетизируются, но представляют огромный интерес на горизонте трех−пяти лет, то здесь отмечу следующие несколько направлений.
Во-первых, основные надежды, связанные с digital education, состоят в персонализации образования и адаптивном обучении. Проблема традиционных образовательных институтов в том, что в них заложена универсальная методология, направленная на максимально быстрое обучение большого количества людей. В итоге никто не попадает идеально под эту методологию, и обучение каждого конкретного человека происходит не оптимально.
Задача цифровых технологий — с помощью алгоритмов, подбора подходящего контента и подстраивания под способности каждого человека, максимально эффективно и быстро его обучить. Сейчас практически все топовые стартапы так или иначе говорят о персонализации, но наиболее ярким примером является компания Knewton, предлагающая такую адаптивную платформу для высших учебных заведений (общий объем инвестиций превысил $150 миллионов).
Во-вторых, имеются явные тенденции к расширению инструментария образования. Речь идет не только об интерактивных учебниках и продвинутых медиаинструментах (планшеты, экраны и прочее), но также и про технологии дополненной и виртуальной реальности. Конечно, про AR и VR и их возможный расцвет в ближайшие пару лет не говорит только ленивый, но именно в образовании эти технологии могут привнести тот самый disruption.
Области применения одновременно и очень обширны, и не сильно отработаны, поэтому компании пытаются пробовать все подряд — от моделирования сложных хирургических операций до виртуальных тренажеров для отработки навыков переговоров.
Наиболее перспективны с точки зрения потенциала роста на текущий момент сегменты дошкольного и школьного образования (K-12), корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства.(см. рисунок 4)
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.