Забыли пароль?

Сейчас на сайте:
VikaM и 177 гостей
Реклама на портале
© 2005 — 2016

Материалы и информация, представленная на сайте Best-Mother.ru в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом. Копирование материалов запрещено.

Форум Выбор имени Красота и здоровье Рецепты Подписаться Поиск

Логопедические упражнения

Логопедические упражнения

Хорошая, четкая речь – важное условие для всестороннего развития ребенка. Чем правильнее и богаче его речь, тем проще ему высказать свои мысли, тем больше у него возможностей в познании окружающего мира. Нужно чтобы речь окружающих ребенка людей была образцовой для него, так как речь формирует и общение с взрослыми. Нарушение речи, так или иначе, способно отразиться на поведении и деятельности ребенка. Плохо говорящие дети, осознавая свои недостатки, становятся замкнутыми, нерешительными. Огромную важность имеет четкое произношение звуков, потому что устная речь формирует письмо ребенка. Логопедические упражнения важны для устранения недостатков артикуляции на ранних этапах.

Артикуляционная гимнастика

Взрослые хорошо произносят любые звуки как изолированные, так и в речевом процессе, благодаря развитой подвижности артикуляционного аппарата. У ребенка сила и точность этих движений развивается постепенно, во время речевой деятельности.

Логопедическое обследование часто находит нарушения в строении артикуляционного аппарата и устраняет их с помощью специальных методик артикуляционной гимнастики, позволяя развить, укрепить и усовершенствовать подвижность органов речи. Основная задача артикуляционной гимнастики – выработать правильное движение и определенное положение органов артикуляции, которые нужны для произношения звуков, простых и сложных.

Обычно логопедические упражнения назначаются для тех движений, которые требуются для постановки конкретного звука или которые вовсе нарушены.

Виды артикуляционных упражнений

Логопедические упражнения включают в себя гимнастику для тренировки переключаемости и подвижности артикуляционных органов, отработку положения языка, губ, необходимые для правильного произношения звуков или конкретного звука определенной группы. Логопедические упражнения должны иметь конкретную цель, то есть, значение имеет не их количество, а правильный выбор комплекса занятий, которые помогут целенаправленно устранить проблему. Что именно нарушено у ребенка, должен определить воспитатель.

Подбирая артикуляционные упражнения, нужно учитывать те положения и движения речевого аппарата, которые участвуют в образовании звуков. Вся система артикуляционной гимнастики делится на два типа упражнений: статический и динамический. Все они имеют образные названия. Например, статические упражнения: «Чашечка», «Лопаточка», «Птенчики», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка». Все они состоят в том, чтобы удержать артикуляционную позу в течение 6-15 секунд. К динамическим упражнениям относятся: «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Маятник», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Змейка», «Катушка». Такие артикуляционные упражнения требуют, чтобы ребенок ритмично повторил артикуляционные движения 6-7 раз, для улучшения координации и переключаемости речевого аппарата.

Приведем примеры таких упражнений: «Чашечка» - учит удерживать язык у верхних зубов в форме чашки;  «Иголочка» - открыв рот, выдвинуть вперед узкий и напряженный язык; «Маятник» - нужно двигать кончик языка то в левый, то в правый угол рта.

Язык является самым подвижным органом. Наибольшей подвижностью обладают кончик языка и его передняя часть, также боковые стороны средней и передней частей. Именно от них и зависит качество звука. Из-за этого артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения, где вырабатываются конкретные положения языка. После отработки каждого положения выполняется упражнение, где нужно переключиться из одного положения в другое, например, «качели» - попеременное движение языка от подбородка к носу. Наименее подвижная часть языка – средняя.

Для отработки подъема средней части используют упражнение «киска сердится». Боковые части языка могут препятствовать прохождению входящей струи воздуха, за счет прижима к внутренней стороне коренных зубов, что позволяет произносить звуки (с, и, э, з, ж, щ, ч), или могут, опустившись, пропускать воздух вбок для произношения звука (л); язык учится сужаться (о, у). Для образования звуков немалую роль играет подвижность губ. Округленные, вытянутые в трубочку или немного выдвинутые вперед губы позволяют произносить звуки (у, о, и, с, з, ц). Нижняя челюсть, опускаясь и поднимаясь, образует носовые и ротовые звуки.

                            Логопедические упражнения: методика

Целенаправленность занятий поможет подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков. Они подбираются, основываясь на правильной артикуляции звуков. Потому правильнее объединять их в комплексы. Каждый из комплексов готовит конкретный вид движения языка, положение губ, тренирует формирование воздушной струи, то есть все нужные элементы для образования правильного звука.

Артикуляционная гимнастика начинается с тренировки основных движений и положения губ, а затем переходить к отработке особенных упражнений. Проводить ее нужно ежедневно, чтобы приобретенные навыки быстрее закреплялись. Игры для развития речи хорошо подойдут для тренировки артикулярного аппарата. Ведь с их помощью ребенка проще заинтересовать.  Их основа, независимо от названия, заключается в том, что по просьбе воспитателя в игровой форме дети произносят звуки или выполняют артикуляционные упражнения. Скороговорки для развития речи и стихотворения как разновидность игровой артикуляционной гимнастики также будут уместны. Например:

С лодки – на мостик,

С мосточка – к леску

Шустрая такса таскала треску!..

 

Турист оставил термос дома.

Тоска без термоса в лесу!

Туриста догоню я, Тома!

Ему я термос отнесу!

Читайте также:

 

2
26636
По материалам best-mother.ru

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.